Собрав в 2008 году в Питере вокальный ансамбль «Элеон» преимущественно из фольклорных вокалистов, я, и сам много занимавшийся русскими вокальными традициями, искал точек соприкосновения русского пения с новыми композиторскими техниками. Идея «Хождения» в том, что из политонального сочетания сольных народных песен строится звуковысотная и формальная структура большой вещи. В некотором смысле ориентиром для меня был Stimmung, но у Штокхаузена формульный «ритуальный» материал вымышленный, стилизованный, а мне хотелось в качестве исходных элементов взять именно настоящие песни – причём такие, которые выбраны самими участниками ансамбля в качестве «личных», связанных для них с каким-то глубинным переживанием, жизненным опытом – на эти темы написаны и речевые монологи, вкраплённые в ткань музыки. Полифонический приём сочетания нескольких мелодий – quodlibet – применяется во второй половине вещи, которая начинается с сольных песен на фоне «супераккордов», в разных вариантах суммирующих ладовые вертикали всех песен. В конце звучит единственная песня, которой нет до того – deus ex machina, во всех смыслах, в тот момент такой финал мне показался уместным.
Александр Маноцков
Having founded the vocal ensemble Eleon (St-Petersburg, 2008) that included mostly folkloric vocalists I, myself a Russian traditional singing practitioner, was looking for ways to combine this type of singing with contemporary composition techniques. Khozhdeniye is built on the idea of deriving the entire pitch and form structure of a large piece from a polytonal combination of several solo folk songs. In a way, Stimmung was a reference for me, but Stockhausen’s formulaic «ritual» material was made up, stylised, whereas I wanted to use pre-existing real songs as basic elements, and the songs were proposed by the ensemble members. I had asked them to choose songs that could work as personal ones, so that they would be connected with some deep existential experience – the soliloquys woven into the texture of the piece are accounts of those experiences. The piece starts with solo songs accompanied by «superchords» based on various summations of the modal sets of all the songs. This is followed by quodlibets combining the songs polyphonically. The only song that does not appear until the end is used as a finale – deus ex machina, it seemed like an appropriate solution at the time.
Alexander Manotskov