В первом струнном квартете (2008) я использовал собственные системы темперации, в которых октава делится не на традиционные 12 нот, а на 20, 30 или больше тонов, что создает непривычные интонации и гармонии. При этом партии для музыкантов написаны так, чтобы звучание квартета слилось в единый “метаинструмент”, в котором каждый музыкант в отдельности на слух становится неотделим.
Во втором струнном квартете (2012), вдохновившись идеей электронных фильтров звука, я использую “акустические фильтры”: вставленные под струны куски пенопласта меняют традиционный тембр, расщепляют тоны и даже помогают получить ноты существенно ниже традиционного диапазона, что заставляет струнные зазвучать как электронные инструменты, создавая неожиданную для квартета звуковую палитру.
“Тактильные иллюзии” (2019) построены на идее феномена, искажающего осязательные ощущения. В этом квартете вместо смычков я предлагаю исполнителям использовать палочки для еды, расчески и другие фрикционные предметы, создавая более тесный “тактильный” контакт с инструментами, что вместе с чувствительными контактными микрофонами создает новый контекст взаимодействия между физическими ощущениями, инструментами и звуком, погружая слушателей в особый звуковой мир.
“Остров Возрождения: песня мертвого города” (2015) написан под впечатлением от картин вымершего города на острове с символичным названием “Остров Возрождения” в Аральском море. В связи с этим у меня возникла идея отказаться от традиционных инструментов и сконструировать для музыкантов 16 гигантских музыкальных объектов из простых предметов, которые могли бы как раз найтись в таком месте: деревянных брусьев, стальных лесок, пластиковых бутылей, пенопласта, металлических грузов и веревок. Примечательно, что именно эта пьеса с такими необычными музыкальными конструкциями была записана в самом известном классическом зале в России – Большом зале Московской консерватории. В итоге в соединении с его акустикой и взаимодействии с электроникой инструменты из пятиметровых стальных струн создают неожиданные звуковые ландшафты, отправляя слушателя в своеобразное аудиальное путешествие по пустынному заброшенному городу.
Александр Хубеев
In the first string quartet (2008) I used my own temperament systems, in which the octave is not divided into the traditional 12 notes, but into 20, 30 or more tones, which creates unusual intonations and harmonies. The parts for the musicians are written in such a way that the sound of the quartet merges into a single “meta-instrument” in which each musician individually becomes inseparable by ear.
In the second string quartet (2012), inspired by the idea of electronic sound filters, I use “acoustic filters”: styrofoam pieces inserted under the strings change the traditional timbre, split the tones and even help to obtain notes significantly below the traditional range, which makes the strings sound like electronic instruments, creating an unexpected sound palette for the quartet.
“Tactile Illusions” (2019) builds on the idea of a phenomenon that distorts tactile sensations. In this quartet, instead of bows, I propose the performers to use chopsticks, haircombs and other friction objects, creating a closer “tactile” contact with the instruments, which, together with sensitive contact microphones, creates a new context of interaction between physical sensations, instruments and sound, immersing listeners in a special sound world.
“Rebirth Island: the song of a dead city” (2015) is written under the impression of pictures of an extinct city on an island with the symbolic name “Rebirth Island” in the Aral Sea. In this regard, I had the idea to abandon traditional instruments and construct 16 gigantic musical objects for the musicians from simple objects that could be found in such a place: wooden bars, steel fishing line, plastic bottles, styrofoam, metal weights and ropes. It is noteworthy that this particular piece with such unusual musical constructions was recorded in the most famous classical hall in Russia, the Great Hall of Moscow Conservatory. As a result, in conjunction with its acoustics and interaction with electronics, instruments made of five-meter steel strings create unexpected soundscapes, taking the listener on a kind of auditory journey through a desolate abandoned city.
Alexander Khubeev