Для лейбла FANCYMUSIC это имя не ново. Именно Олег Грымов впервые исполнил Концерт для тенор-саксофона и джазового оркестра другого мэтра нашего джаза – Юрия Маркина. Этот концерт Юрий Иванович посвятил памяти самобытного саксофониста советской эпохи Станислава Григорьева. Произведение вошло в уникальный двойной альбом On a Large Scale, изданный FANCYMUSIC к 75-летнему юбилею Юрия Маркина, представляющий работу автора в области создания крупной формы в джазе. Проект был записан оркестром “Круглый Бенд” под управлением Вашего покорного слуги, в котором необычайно важную роль сыграл Олег, не только блестяще исполнив Концерт для тенор-саксофона, но и внеся огромный вклад в создание бэндовой стилистики.
И вот теперь FANCYMUSIC выпускает сольный альбом Олега Грымова и его квинтета! Почти вся музыка написана лидером состава. Музыкантами рассказана особая история – композиция альбома состоит из разнохарактерных пьес, которые, как парящие образы, иногда устремляются в неизведанные сказочные сферы, иногда погружают нас в раздумья или отсылают нас на миг к философским вопросам. Произведения объединены светлым звучанием, наполненным внутренними переживаниями участников ансамбля, мастерски сыгранного, являющегося единым организмом, где каждый музыкант органично творит в рамках общего дела, внимательно слушая и откликаясь на интонации своих коллег.
В Masala Life перед слушателями открывается партитура жизнетворческого пространства с его удивительными настроениями и смысловой, ассоциативной нагрузкой. В каждом произведении находятся оригинальные, яркие краски, окрашивающие полотно композиции в необъятно образных и многогранных тонах: будь это или индийские лады и филигранная мелизматика солиста в начальной пьесе альбома, или полярность в ритмической палитре барабанщика – минималистичный концептуальный марш в Tapestry (в качестве яркого стилистического обращения от Александра Ахмаева к Владимиру Тарасову) и развернутая полиметрия в Walk in The Garden of Dreams, или очертания La cathédrale engloutie, расцвеченные, а порой, наоборот, притушенные ощущением незримой тайны гармонизаций, или искусный эмбиент гитариста Павла Ершова, его импровизационные приправы в “Масале” и дерзко-роковая игра в пьесе Клода Дебюсси. Особый шарм придает записи проникновенное туше и лиризм в балладах в исполнении пианистов Евгения Куликова и Артема Третьякова, основательный бас Сергея Хутаса, блестящие соло лидера ансамбля, насыщенные необыкновенными контрастами – от медитативного звучания саксофона с его витиеватым мелодизмом до изысканной постбоповской идиоматики, от нежного дыхания флейты до загадочной поступи бас-кларнета.
Релиз Masala Life – это одновременно и фантазия с ее идеальным миром, и надежда, и в то же время – отсылка к вопросам человеческого бытия, размышлениям на важные онтологические и эстетические темы. Уверен, альбом займет достойное место в ряду значимых отечественных джазовых записей, не просто обращенных к импровизационной стилистике, но и несущих собой светлые образы, пропитанные стремлением к бесконечному познанию мироздания, поиском художественной красоты, мира, гармонии и Любви, наполняющей людей во все века своей живительной силой.
Алексей Круглов
For FANCYMUSIC, this name is not new. It was Oleg Grymov who first performed the Concert for tenor saxophone and jazz orchestra of another jazz master – Yury Markin. Markin dedicated this concert to the memory of the original Soviet-era saxophonist Stanislav Grigoriev. The piece was included in the unique double album On a Large Scale, published by FANCYMUSIC on the 75th anniversary of Yury Markin and representing the author’s work in the field of creating a large form in jazz. The project was recorded by the Krugly Band Orchestra under my own direction, a project in which Oleg played an extraordinarily important role not only performing the tenor saxophone concert, but also making distinct contributions to developing the bands style and aesthetic.
FANCYMUSIC is finally releasing a solo album by Oleg Grymov and his quintet! Almost all of the music is written by Oleg in the leading role. The album tells a unique story. The format of the work consists of hugely diverse pieces which, like floating images, sometimes rush into fabulously unknown spheres, sometimes immerse us deeply in thought or push us into the deep existential unknown. Each work is united by a certain delicacy of sound, with each members character audible in every masterful phrase. Each musician performs organically within a common framework, carefully listening to and responding with total sensitivity to the intonations of his colleagues.
In Masala Life, the audience is offered an inviting space of rich associative moods and new jazz semantics. There are original, bright colors, painted compositions in immensely shaped and multifaceted tones. The listener can find a wealth of new experiences whether in the Indian frets and filigree melismatic of the soloist in the initial work of the album, the complex rhythmic palettes in the drums, the minimalist conceptual march of Tapestry (in the bright colourific appeal from Alexander Akhmayev to Vladimir Tarasov), the expanded polymetres in Walk in The Garden of Dreams, and the mysteriously coloured outlines of La cathédrale engloutie. We hear highly masterful, carefully woven improvisational energies throughout from Pavel Ershov. Particular charms can also be heard in the heartfelt lyrical ballads performed by pianists Evgeny Kulikov and Artem Tretyakov, a grounded and impenetrable bass accompaniment by Sergey Hutas. The truly individual soloist energy of the ensemble leader offers further unusual contrasts – from the meditative sound of the saxophone with its ornate melodies, to the exquisite post-bop idioms, the gentle breath of the flute to the deeply mysterious voice of the bass clarinet.
Masala Life is, on one hand, an idealistic fantasy world of sonic exploration, whilst on the other it is a deeply personal musical reference to ontological and aesthetic questions of human existence and cultural interrelation. I am convinced that this album will take its place alongside the many other significant and timeless master works of jazz, not just in its appeal to improvisational complexities, but also from its uncompromising desire to engage with questions around infinite knowledge, beauty, peace, harmony and connection. These are vital questions that that have influenced artists and listeners alike for centuries.
Alexey Kruglov, translated by Oleg Krokhalev